Дети - дрессировщики собак

Перебирая старые архивы, обнаружил несколько интересных фотографий, еще тех, из прошлого века.
Две из них особенно примечательные.
На своих занятиях я иногда рассказываю тем, кто интересуется вопросом работы несовершеннолетних с собаками, об одном мальчике.

Было это в конце 90-ых, может быть, в самом начале 2000-х. Точно помню, что парнишке было 9 лет, имя подзабыл, к сожалению, кажется, Денис или Дима. Пришли на тестирование втроем – папа, сын и овчаренок-подросток, месяцев девяти. На тестировании пес показал крепкую нервную систему, высокую стрессоустойчивость, уверенность в себе, неплохие реакции, в том числе, выраженную активно-оборонительную. И не только в отношении себя, но, главным образом, в отношении мальчика.

P1330301

До этого, и после, мне часто приходилось работать с парами ребенок-собака, но и дети были постарше, и собаки, как правило, компаньоны, да и родители принимали активное участие в процессе обучения, обеспечивая дополнительные меры безопасности для юного дрессировщика.

А тут все иначе! Папа мальчика согласился с моим требованием присутствовать на площадке, но настоял на том, что ему гораздо важнее, чтобы сын САМ, под моим руководством, научился управлять собакой и САМ обучил его всем навыкам послушания! И это при том, что пес напрягался каждый раз, когда я приближался на 2-3 метра к мальчику, не говоря уже о прямой агрессии, например, при попытке подкорректировать положение руки юного проводника с лакомством или поводком.

Не буду вдаваться в детали нашей работы, не об этом хотел рассказать. Речь о другом. У меня не было ни единого повода быть недовольным. Ни одного опоздания, ни одного случая забытых элементов экипировки или неотработанного домашнего задания. Паренек старался во всем, а папа присутствовал совсем неощутимо где-то вдалеке, и только после занятия подходил поинтересоваться у меня результатами работы сына. Скорее всего, чтобы сравнить со своими собственными наблюдениями. Потому что результаты были, вопреки моим опасениям, более чем хорошими. Да, конечно, ну как без эксцессов? Особенно в начале, когда я случайно нарушал дистанцию охраны псяки. Чтобы дать парню раскрыться, я не должен был быть для собаки объектом. Так, максимум, малозначащим и привычным раздражителем для собаки, но при этом передавать проводнику всю необходимую в процессе работы информацию.

И получилось! Программу эта пара освоила в срок, более того, на испытаниях показали очень хороший результат, а судейская коллегия поощрила юного дрессировщика специальным призом.

P1330299

Но для меня в этой истории есть несколько значимых моментов.

  1. Роль отца в воспитании сына как настоящего мужчины. Я не знаю, как парня с детства воспитывали, но к своим девяти годам он был готов к ответственности, и не только личной. Уже был готов держать эмоциональную, психофизическую нагрузку, имел целеустремленность, желание бороться за результат, и, главное, уверенность в себе. Думаю, благодаря правильному воспитанию с детства. Благодаря своим родителям.
  2. Психология взаимоотношений в их «стае». Нет сомнений, что «вожак» в этом сообществе – отец. А вот отношения между младшими «мужчинами» очень интересны. С одной стороны – пес опекает, охраняет, защищает реально мальчика, с другой – подчиняется во время работы, уступает при давлении. И это при том, что оба находятся в стадии взросления, и их положение в иерархии «стаи» не определено окончательно. Снова роль «вожака»?
  3. Как часто сожалею о том, сколько собак рабочих пород утратили способность к рабочему применению из-за самых разных причин в последние двадцать-тридцать лет. А тот овчаренок, по психике, был хорош!

Сейчас этому юному дрессировщику, наверное, слегка за тридцать. Интересно бы узнать, как сложилась его жизнь. И как ему помогли занятия с собакой в те далекие годы. И доверие и поддержка родителей.

Уверен, что стал самостоятельным, уверенным, надежным, целеустремленным человеком.

Из того же периода - бриар Айя Габо Одиссей (на нашей Доске почета среди самых лучших!) с сыном воспитателей и дрессировщиков, Ксении и Артура Сиденко.

P1330302

-